Когда избранный президент США Джо Байден и заместитель вице - президента Камала Харрис произнесли свои победные речи в субботу вечером по местному времени, подсчет голосов коллегии показал, что они решительно преодолели критический порог в 270 голосов.
Традиция диктует проигравшему кандидату также произносить свою собственную речь, чтобы признать поражение. Но их побежденный соперник, Дональд Трамп, этого не сделал.
Мы не можем психоаналитически анализировать Трампа на расстоянии, хотя уверен, что многие из нас пытались. Однако мы можем применить психологические теории и модели, чтобы понять отрицание поражения. Моя область исследований- Психология личности- может оказаться здесь особенно полезной.
Нежелание признать свое поражение, даже когда битва безнадежно проиграна, - явление на удивление малоизученное. Но есть некоторые исследования, которые могут помочь понять, почему некоторые люди, особенно те, кто проявляет черту, называемую “грандиозным нарциссизмом”, могут бороться, чтобы принять поражение. Проще говоря, эти люди могут быть неспособны принять или даже понять, что они не победили.
• Другие психологические теории, такие как когнитивный диссонанс (возникающий в результате несоответствия между тем, во что мы верим, и тем, что происходит), также могут помочь объяснить, почему мы удваиваем наши убеждения перед лицом неопровержимых доказательств.
Личностные черты могут дать представление о том, почему кто-то не желает признавать поражение.
Нарциссизм-одна из таких черт. Есть основания предполагать, что существуют две основные формы нарциссизма: грандиозный нарциссизм и уязвимый нарциссизм.
Врачи сосредоточиваются на грандиозном нарциссизме, поскольку характеристики этой черты кажутся наиболее релевантными для последующего отрицания поражения. Люди, которые проявляют признаки грандиозного нарциссизма, скорее всего, будут демонстрировать грандиозность, агрессию и доминирование над другими. По мнению исследователей из Пенсильванского государственного университета этот тип нарциссизма связан с:
... явное самоусовершенствованием, отрицанием слабостей, убежденность в своей правоте ... и обесценивание людей, угрожающих вашему самоуважению.
Грандиозный нарцисс является конкурентным, доминирующим и имеет завышенную позитивную самооценку относительно своих собственных навыков, способностей и атрибутов. Более того, грандиозные нарциссы, как правило, имеют более высокую и завышенную самооценку.
Для грандиозного нарцисса поражение может поставить под угрозу эту завышенную самооценку. По мнению исследователей из Израиля, эти люди находят неудачи в достижении своей цели особенно угрожающими, поскольку эти неудачи могут указывать на “неспособность идти в ногу с конкуренцией”.
Вместо того чтобы взять на себя личную ответственность за неудачи и поражения, эти люди экстернализируют вину, приписывая личные неудачи и неудачи недостаткам других. Они не признают или даже не могут признать, что неудача может быть их собственной.
Исходя из профиля грандиозного нарцисса, неспособность принять поражение может быть лучше всего охарактеризована попыткой защитить грандиозный позитивный образ себя. Их доминирование, отрицание слабостей и склонность обесценивать других приводит к отсутствию понимания того, что они могут даже проиграть.
В 1950-х годах известный психолог Леон Фестингер опубликовал книгу "когда пророчество не сбывается", в которой описал действия культа под названием "Искатели", которые верили в неизбежный апокалипсис в определенный день.
После даты, когда апокалипсис не наступил, искатели не подвергали сомнению свои убеждения. Скорее, они давали альтернативные объяснения - они удваивавали свои идеи. Чтобы объяснить это усиленное отрицание перед лицом очевидности, Фестингер предложил понятие когнитивный диссонанс.
Когнитивный диссонанс возникает, когда мы сталкиваемся с событиями, несовместимыми с нашими установками, убеждениями и поведением. Этот диссонанс неудобен, поскольку он бросает вызов тому, что мы считаем истинным. Чтобы уменьшить этот дискомфорт, мы прибегаем к таким стратегиям, как игнорирование новых фактов и оправдание своего поведения.
источник https://neurosciencenews.com