sacartvelo2009

Вернулся из двухнедельной поездки по Грузии. Начинаю выкладывать отчет по частям.

День приезда

Наше путешествие началось с небольших, но многообещающих приключений – в Борисполе забыли про наш рейс. Уже прошло время посадки, уже улетели самолеты, которые должны были вылететь позже нас, а пассажиры все еще стояли возле закрытых ворот не объявляли ни о посадки, ни о задержке рейса. Наконец была выловлена работница аэропорта, которая куда-то позвонила, тут же всех быстро сажают в автобус, загружают в самолет к удивленным отсутствием пассажиров стюардессам и мы быстро-быстро улетаем. В Тбилиси мы прибыли почти вовремя, здесь нас уже встречали, посадили в машину и пока мы ехали до гостинички, водитель провел нам небольшую обзорную экскурсию по Тбилиси. Заселившись, мы не стали тратить время на отдых, а сразу поехали на прогулку по городу. Маршрут выбирался по принципу «куда глаза глядят» и вначале они глядели на церковь Цминда Самеба, которую мы заметили еще из иллюминатора, пролетая над Тбилиси. По пути, проходя мелкий базарчик, были куплены огромные и сладкие персики по поразившей нас цене 80 тетри (примерно 4 гривны) за килограмм. В процессе осмотра собора персики были вымыты прямо в расположенном на территории фонтане. Кстати, в отличие от наших мрачных и бездуховных стойбищ для прихожан религиозные постройки в Грузии выглядят гораздо человечнее и духовнее – на территории фонтаны, источники воды, озеро с лебедями, красивые деревья… Из собора по маленьким извилистым улицам спускаемся к набережной. По пути возле президентского дворца пытаемся сфотографировать скалу между домами, из которой прямо посередине бьет источник, но бдительные полицейские пресекают попытку шпионажа. Совершенно неожиданно натыкаемся на туристический информационный центр, Внутри все организовано очень толково, продуманно – нас нагрузили уймой бесплатных карт и путеводителей, порассказали всякие полезные житейские мелочи типа проверки счета на мобилках, оплаты в маршрутках и т.п. Гуляем по улочкам в сторону фуникулера, чтобы забраться на самую верхнюю точку Тбилиси. Нашли. Станция красивая, но фуникулер, увы, не работает. Нам советуют сесть на маршрутку и доехать до канатной дороги. Приехали в указанное место – местные жители в ответ на вопрос про канатку удивленно пожимают плечами. Наконец находим нужное место и обнаруживаем, что канатка тоже не работает. Решаем ехать домой отсыпаться после бессонной ночи. Отдохнув, вечером продолжаем исследование города. В этот раз едем на метро в центр. В двух кварталах от площади Руставели находим замечательный винный магазинчик, посоветованный нам еще в Киеве. После недолгой дегустации выбираем очень вкусное вино и начинаем прогулку. В этот раз забрались в Старый город, прошлись по узеньким темным улочкам и вышли к знаменитым серным баням. Честно говоря, не впечатлили. Дружно решили, что обойдемся без этой экзотики. Зато купленное рядом в магазинчике местное мороженое оказалось выше всяких похвал. Неспешно дойдя до метро, обнаруживаем там ту же машину, в которой мы уже утром брали персики – опять закупаемся витаминами. Рядом продают дыни – показываешь продавцу, какую ты хочешь и он достает из холодильника (!) такую же. Вечером – небольшая посиделка на кухне с вином, сыром и вкуснющей дынькой.
День ошибок
С утра выглядываем в окно – все небо затянуто тучами и моросит легкий дождик. Грустно прикидываем, насколько придется сократить программу экскурсий. Но уже после завтрака дождь прекратился, а еще через час уже вовсю сияло солнце. Совершаем первую ошибку – обсуждаем, брать ли зонтик, но совсем забываем про темные очки или крем от солнца. Доезжаем до автовокзала (и по совместительству базару) и долго ходим по запутанному лабиринту прилавков и автобусов в поисках «нашей» маршрутки. Нарезав пару кругов таки находим ее почти рядом с метро, садимся и расслабляемся, наблюдая пейзажи за окном. Сомнения закрались, когда Джвари остался позади и маршрутка выехала из Мцхеты, высадив часть пассажиров. Почти вовремя спохватываемся и выходим возле руин какой-то безымянной крепости. Обозрев с высоты окрестности, намечаем путь к монастырю через виднеющийся вдали мостик. По пути оказываемся в зарослях на удивление крупной и вкусной ежевики, изрядно замедлившей наше продвижение. Переходим по мостику Арагви и идем вдоль трассы в сторону Джвари, возвышающегося над дорогой. И опять пропускаем нужный поворот! Лишний час ходьбы, подъем через заросли к асфальтовой дороге к монастырю – совершенно обессиленные жарой и иссякшими запасами питьевой воды падаем на обочине, голосуя проезжающим машинам в надежде, что кто-нибудь довезет нас до верха. Только через пол-часа возле нас останавливается бусик и водитель подвозит нас к самому монастырю. В этом месте обычно авторы начинают цитировать «Мцыри», описывать слияние рек и т.п. – не буду повторяться, отмечу только ухоженность места и большое количество местных, посещающих церковь. Спуск сверху по тропинке в лесу оказался на удивление коротким, и вот мы уже опять на мостике через реку, опять заросли ежевики, и вновь только нечеловеческим усилием воли нам удается оторваться от поедания сочных ягод и продолжить маршрут в Мцхету. После краткого знакомства с городом и посещения еще одного монастыря пытаемся сесть в маршрутку. Народу на остановке немало, и таксисты наперебой убеждают нас ехать на такси: «Вы тут не сядете, все маршрутки идут забитыми». Мы схитрили – прошли километр навстречу маршрутке, сразу тормознули почти пустую и с комфортом доехали до Тбилиси. Время уже близилось к ужину, поэтому после недолгих поисков мы приземлились в аутентичном грузинском кафе с целью дегустации местной пищи и вина, и как-то само собой получилось, что прогулка после ужина вновь вывела нас к знакомому винному магазинчику. Время было еще не позднее и у нас появляется идея пройти до дома пешком – по карте вроде бы совсем недалеко. Идем-идем, а знакомых ориентиров не попадается. Включаем ЖПС – ужас, мы все время шли не по той дороге! Сориентировавшись, через час мы, падая от усталости, таки приходим к дому, прогулявшись в два раза дальше, чем планировалось. Достойное окончание дня ошибок.
День водопадов
В планах – маршрут на несколько дней с палатками, поэтому с тяжеленными рюкзаками выдвигаемся на автовокзал. Подходит грузин: «Вы у Вадима живете? Садитесь в машину, отвезу на Казбеги». Немного опешив, позволяем себя уговорить и за цену чуть дороже билета маршрутки прокатиться с ветерком на такси. Как показали дальнейшие события, Бежана (так звали шофера) нам просто подарила судьба. Еще перед поездкой были мысли повторить турецкий вариант и взять напрокат машину. Это было бы ужасно! У грузинов весьма своеобразные представления о правилах дорожного движения, а Бежан проявил себя просто Шумахером. Сначала на переднем сидении ехал я, но потом мои нервы не выдержали и я позорно сбежал на заднее сидение. Вскоре – первая остановка на нашем пути, крепость Ананури, расположенная на скале над озером. Приятно отличие такси от маршрутки: мы вышли из машины и пошли осматривать достопримечательность. Если бы Бежан не показал узенькую лесенку вдоль стены, мы бы и не догадались, что есть возможность залезть на самый верх башни. Мало того, в башне он показал, где можно по камням залезть на стену, что все и проделали с удовольствием, фотографируясь на гребне стены. Однако при спуске вышла небольшая заминка – карабкаться вниз гораздо сложнее, и женская половина группы сделала робкую попытку бросить нас и остаться жить на стене. Но нам втроем таки удалось уговорить их слезть и продолжить поездку. Начался подъем к Гудаури, и вскоре после горнолыжного курорта хороший асфальт сменился разбитой грузовиками щебенкой. Надо заметить, что по пути к Казбеги еще был достаточно большой участок хорошего асфальта, несколько лет назад эту дорогу основательно чинили, планируя сделать из нее международное шоссе, ведущее из Грузии в Россию через Владикавказ. Сейчас в том месте граница закрыта, и доделывать дорогу никто не спешит. По пути у Бежана в машине начинает что-то тарахтеть, и пока мы объедаем придорожные кусты малины, он залазит под машину и кувалдой приводит ее в чувство. Подъехали к дому Гии, здесь Бежана уже ждали туристы из Латвии, ходившие на Казбек. В наших планах изначально было ночевать в горах в палатках, но немного пообщавшись с хозяином, мы предпочли цивилизованное жилье и экскурсии на машине, о чем потом совершенно не пожалели. После очень вкусного и обильного обеда мы сели в машину к Гие и поехали на первую экскурсию, начавшуюся с подъема к знаменитой церкви Троицы – самому высокогорному храму Грузии, а может, и всей Европы. Дорога на гору годилась скорее для танков, чем для машин, но для Нивы (а в Казбеги Нивы являются национальной машиной, их тут больше, чем всех остальных машин, вместе взятых) на пониженной передаче не составило труда вскарабкаться вверх. Сэкономив уйму времени на подъеме, мы вскоре уже фотографировались наверху. Дальше наш маршрут лежал в сторону границы, через десяток километров Гия вывез нас к двум невероятной красоты водопадам. Их без гида мы бы точно не нашли. Летящая с огромной высоты вода создавала ледяной ураганный ветер в узком ущелье, по которому мы пробирались к этому чуду природы. Несмотря на жару, купаться нам как-то сразу расхотелось. Впрочем, висящая в воздухе водяная пыль (на фотографиях она выглядит как яркие точки) намочила всю одежду не хуже купания. На обратном пути от водопада дорога оказалась непроходимой даже для Нивы, пришлось вылезать из машины и пройти часть пути пешком. А на закуску Гия оставил посещение источника газированной минеральной воды. Торчит из земли труба, из которой хлещет пузырящаяся струя минералки и стекает в огромный бассейн, в котором можно поплавать, если тебя не смущает ледяная температура минералки. Уже вечерело и стало прохладно, поэтому желания купаться никто не изъявил, ограничились только питьем минералки и заполнением бутылок готовой газировкой. К возвращению с экскурсии Марина (жена Гии) приготовила какое-то необычное грузинское блюдо, отдаленно напоминающее омлет со всякими овощами и пахучими травками.
День на границе

Утро выдалось хмурым и дождливым, но к концу завтрака уже вовсю сияло солнце – погода в горах меняется очень быстро. Впереди нас ждал насыщенный экскурсионный день. Первым делом наш путь лежал в долину Трусо. Свернув с асфальта, грунтовка, петляя, начала карабкаться в горы. Когда-то там была и прямая дорога, по ущелью вдоль реки, но горные обвалы превратили ее в узкую пешеходную тропу, на одном из поворотов которой до сих пор покоятся останки бульдозера, который пытался расчищать нижнюю дорогу. Но у верхнего пути кроме проходимости оказалось еще одно преимущество – кое-где маршрут выходил на гребни, с которых открывался великолепный вид на горы. Вскоре дорога нырнула в долину и мы остановились возле первой достопримечательности – просторной поляны с бьющими из земли минеральными источниками, причем разного вкуса! И даже отложения солей на почве имели разный оттенок: белый, желтоватый, розоватый. Один из источников был окружен отложениями красно-рыжего цвета, и Гия нас предупредил, что эту воду местные жители не пьют, в ней очень много железа. Зато из остальных источников удалось вволю напробоваться минералок. Проехав чуть дальше, мы издали посмотрели на другое природное чудо: образованное минеральным источником небольшое озерцо, глубина которого превышает 200 метров. К сожалению, оно находилось на другом берегу бурной горной речки и подойти к озеру у нас просто не было никакой возможности. А вот реконструированная старинная грузинская башня оказалась прямо возле дороги, но чтобы до нее доехать, нам пришлось пересечь государственную границу – небольшой мостик с воротами из двух панцирных кроватей, охраняемый щуплым пареньком в камуфляже и с автоматом. Он долго крутил в руках наши паспорта и даже что-то записал в журнал, прежде чем пропустить нас в нейтральную зону. Дальше долина упиралась в горы, труднопроходимые даже летом, а зимой вообще непреодолимые, поэтому по словам Гии пограничники здесь дежурят только летом. Внутри реконструированной башни оказались узенькие лесенки между этажами. Глядя снаружи на башню, трудно бвло даже предположить, что нам внутри придется подняться на 5 этажей, чтобы выйти на крышу и сделать оттуда несколько фотографий долины. В конце долины нас ждали развалины огромной по здешним меркам крепости, представлявшей из себя внутри целый лабиринт переходов между строениями, и только густые заросли крапивы внесли некоторый дискомфорт в исследование руин. На обратном пути отпускаем машину ехать через горы, а сами пешком идем по ущелью вдоль реки, перебираясь через завалы камней. Тропа вроде бы и не длинная, но ее преодоление заняло целый час, и машина уже ждала нас с той стороны. Выезжаем с грунтовки на асфальт, десяток километров по трассе – и вновь на грунтовку, но уже в противоположном направлении, в долину Сно. Узенькая грунтовка прижимается с одной стороны к скале, а с другой лучше и не смотреть, прямо за окном глубокое ущелье. Вскоре дорога заканчивается мостиком и селом, из которого начинаем пешком карабкаться вверх. После километра подъема тропа выходит на площадку с достаточно комфортабельным на вид кемпингом и кафе, рассчитанными, по-видимому, на альпинистов, начинающих восхождение на близлежащий пик высотой ок.4 тысяч. Мы вежливо отказываемся от приглашения выбежавшей к нам местной девушки и двигаемся дальше вверх, пока не достигаем симпатичного холма с прекрасными видами на все 4 стороны. После отдыха и фотосессии начинаем очень своевременный спуск вниз к машине – солнце уже пряталось за горы и начало резко холодать. Поскольку обед мы успешно пропустили, то Гия прямо из машины на обратном пути звонит домой Марине и предупреждает ее о близящемся набеге жутко голодных туристов. Благодаря этому предупреждению мы прямо из машины попадаем за стол с разнообразным и невероятно вкусным ужином.