Хранитель истории города   //Любовь Анина // Журналист – 1997 – 2-8 июля.

Еще не так давно представителей масс-медиа практически не интересовало историческое прошлое родного города. На страницах местной периодики, на телеэкране мелькали безликие массивы Салтовки и Алексеевки, оптимистически воспевались победы на созидательном фронте возведения новостроек, и скромно умалчивалась печальная участь старых харьковских построек, являющихся архитектурными, историческим памятниками или просто красивыми зданиями. 

Повальный интерес публики к истории совпал с информационным бумом. Десятки новоиспеченных изданий, радио- и телепрограмм стали считать своим долгом втиснуть меж политических дебатов, криминальных сюжетов и "клубнички" что-нибудь интеллектуальное о культуре и истории Отечества. Это превратилось в некое правило хорошего тона. И выяснилось, что все дороги по-прежнему ведут в Рим, вернее к Александру Юрьевичу Лейбфрейду. Теперь в его доме не умолкают телефонные звонки. Постоянным потоком идут посетители. Щедрый скромный восьмидесятисемилетний человек оказался в центре внимания прессы и ТВ. Особенно сейчас, ведь 1 июля отмечается День архитектуры Украины. А Александр Юрьевич не только кандидат архитектуры, он знаток и хранитель архитектурной истории Харькова. 

Тысячи уникальных фотографий, старинных гравюр, рисунков, выполненных Лейбфрейдом-рисовальщиком, множество архивных материалов собрано за долгую жизнь. А еще – книги, написанные совместно с другими авторами или самим Александром Юрьевичем. Кроме этих бесценных материалов в доме есть две объемистые папки. В одной из них статьи А. Ю. Лейбфрейда, опубликованные в печати, а в другой... 

 – В этой, – смеется Александр Юрьевич, – опусы, посвященные моей скромной персоне. Оказалось, что я тоже стал некой темой, которую всячески используют журналисты. Причем я считаю себя довольно-таки обычным человеком. Мне просто в некотором отношении повезло в жизни. Повезло на культурных родителей, на множество интересных людей, с которыми меня сводила судьба. Повезло, что совсем еще молодым человеком попал в число немногих участников оргкомитета по созыву I съезда Союза архитекторов в 1933 году. Кстати, именно в те годы, будучи секретарем, а затем членом правления союза, я начал фотографировать и зарисовывать здания, которым грозили снос или реконструкция. Так по сей день и фотографирую. У меня накопилось около восьми тысяч снимков, все они аннотированы. Этой коллекцией пользуются и архитекторы, и историки, и журналисты. Но ее судьба до недавнего времени меня очень беспокоила. Сейчас же музей Харьковской государственной академии городского хозяйства взялся продублировать экспонаты коллекции и картотеку. 


 – Вы активно сотрудничаете с различными изданиями. С какими и в каком плане?

 

 – В прежние времена с трудом удавалось "пробить" заметку, теперь же газеты находят меня сами. Только за этот год напечатано около семидесяти моих статей и фотографий в "Слободе", "Вечернем Харькове", "Времени", "Панораме", других харьковских изданиях. Есть также публикации в ряде киевских изданий.

 

  Когда состоялся ваш дебют на телевидении? 


– С телевидением я связан, практически, со дня возникновения харьковского телецентра, меня периодически привлекали к "теледелам" по самым разным поводам. Сейчас же студии "Ника АРС" я сделал передачу о моих учителях – художниках Михаиле Родионовиче Пестрикове, Семене Марковиче Прохорове, Александре Корнеевиче Симонове, о которых вспоминаю с огромной благодарностью. Продолжаю также помогать "Первой столице". В последнее время очень интересные работы создает студия "Зодчий", где работают супруги Елагины. Я с удовольствием сотрудничаю с этими авторами – предоставляю фотографии, сведения, старые открытки. Видимо, в благодарность за это Елагины и создали обо мне получасовой фильм "Портрет в городском интерьере". 


 – Как создавались ваши книги? 


  С ними наиболее сложно. Когда-то давно я задумал создать архитектурный путеводитель по Харькову. Решил привлечь к этому труду тех, кто хорошо знает старый Харьков и новый город. Удалось создать великолепный коллектив: А. А. Тиц, В. А. Реусов, П. И. Романов... Долго не получалось добиться того, чтобы путеводитель увидел свет. Зато в 1985 году десять тысяч экземпляров первого издания разошлись за неделю! Потом была книга о Госпроме, вышедшая в Москве в 1992 году, комплект репродукций старых открыток старого Харькова с моим текстом к ним. Пять лет назад в соавторстве с Ю. Ю. Поляковой подготовил книгу "От крепости до столицы". Ее уже изрядно разрекламировали, о ней знают за рубежом, приходят письма с заказами. Но книга пока лежит в типографии - нет средств на тираж, и когда будут неизвестно. Более пробивным авторам, чем я, удавалось использовать мои материалы – я охотно и на это шел, так как для меня главное – сохранить, донести до людей ценнейшие данные по истории города. Сейчас Костю Кеворкяна все ругают за то, что он будто бы меня обокрал, потому что "Первая столица" популяризирует Харьков – для меня это самое важное. Так что никакой славы он у меня не отнял. 


  – Александр Юрьевич, как вы оцениваете многочисленные публикации по истории и архитектуре города?

 

  – Есть авторы, пишущие со знанием дела. Ценю статьи Л. Е. Розвадовского – он не только глубоко раскрывает тему, но и прекрасно владеет словом. Однако встречаются в печати компилятивные неряшливые материалы, перепевы давным-давно известных фактов. Пример избитой темы – архитектор А. Н. Бекетов. Ни один зодчий Украины не удостоился такого "внимания" – я отыскал примерно 250 посвященных ему публикаций! Если всех их "профильтровать"  останется лишь несколько страниц одного и того же содержания. А настоящей монографии, исследования творчества архитектора до сих пор нет. – Если можно, расскажите немного о тайнах вашей "творческой кухни". – Переписываю тексты четыре-пять раз, чтобы можно было читать и не плеваться. Я прекрасно понимаю, что все сделанное мной неравноценно, но оно содержит фактический материал, который необходимо сохранить любыми способами. Наследие не должно пропасть, поэтому не отказываюсь ни от каких предложений.