Стельмах Афанасий Федорович

Осиповичский район

ФОТО

Стельмах Афанасий Федорович, ноябрь 1944 года, редакция газеты «За Советскую Родину», г. Осиповичи

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

«Иван Стельмах, начальник Слонимского МТБ, Сумченко – его заместитель, Королев, Голант, Гнедько – будущий 1 секретарь райкома комсомола, Горелик – завторговлей района и еще два человека, возвратившись в район в июле 1941 года из Усакинских лесов, стали привлекать к работе всех, кто был способен к борьбе с оккупантами. У деревни Бозок в лесу вырыли землянку, отсюда и началось распространение партизанского движения по району». Это слова из воспоминаний Афанасия Федоровича Стельмаха, ветерана войны из деревни Ясень. Он пережил всех своих родственников, жену, остался один, и сегодня, должно быть, старейший житель небольшого населенного пункта на трассе Осиповичи-Бобруйск. Крепок до сих пор, сам ходит в магазин, до которого не менее полутора километров, четко помнит детали организации 210 отряда имени И.В. Сталина под командовани­ем Н.Ф. Королева.

«В сентябре 1941 года ночью ко мне в дом пришел Сумченко, он и еще кто-то из партизан принесли раненого в ногу Ивана Стельмаха, который по линии отца приходился мне дальним родственником. Сумченко взял с меня расписку о том, что я головой отвечаю за жизнь их боевого товарища. Иван находился у меня долго, лечение было затяжное, из лекарств только народные средства. Лишь к февралю 1942 года нога зажила. В марте пришлось уйти и мне, кто-то «настучал» полицаям, что у меня лежал Иван. Группа Королева пополнилась к тому времени бежавшими военнопленными из немецкого лагеря в Аминовичах, группой Шрейна из оказавшихся в окружении военнослужащих, десантниками Пыжова, заброшенными в тыл врага командованием Западного фронта». Афанасий Федорович по памяти рисует на бумаге расположение партизанского отряда, поясняя, что «здесь был комендантский взвод, здесь – боевая группа, здесь – стояло охранение…». Участвуя в выходах на «железку», сборе оружия, основное, чем он занимался, это – прием по радио и распространение сводок Совинформбюро.

Информационный «голод» характерен для начального периода партизанского движения в Белоруссии: полное отсутствие сведений о советско-германском фронте, слухи, домыслы... «Немцы были далеко не дураки, как их иногда в кино показывают, и в числе первоочередных шагов изымали или просто разбивали прикладами все радиоприемники. Даже весной 1942 года, можно сказать, мы находились в неведении об истинном положении дел. Поэтому мне и Мише Бородулину была поставлена задача добыть собственное радио, что мы и сделали, собрав по деревням кучу неисправных радиоприемников. И однажды добились того, что услышали голос Москвы и «выдали» на листке первую сводку. Нашей радости не было предела. Чтобы слышать громче, наушники вкладывали в стеклянную банку, лучше резонировало. Все сводки я множил от руки в нескольких экземплярах, отдавал комиссару отряда Р.Х. Голанту, и они расходились по другим отрядам, и в город. Печатное слово – великая сила. Через некоторое время у нас появился гектограф – множительный аппарат для печатания листовок, а потом и газеты «За Советскую Родину». Первым редактором стал П.В. Трацевский».

После освобождения района от немецко-фашистских оккупантов редакция газеты находилась в южной части города по нынешней улице Абросимова, а с 1 января 1945 года она стала называться «Калгасная праца». Но это уже совсем другая история, история мирной жизни. В ней Афанасий Федорович поработал помощником машиниста, кочегаром на паровозе, бурил скважины, учился в техникуме и двадцать лет проработал главным механиком колхоза имени Ленина. Даже сейчас, по его словам, иногда просят оказать помощь в устранении какой-нибудь каверзной неисправности в технике. И никогда не получают отказа у награжденного орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалями ветерана.

Филимонов, В. Из воспоминаний партизана / Владимир Филимонов // Асіповіцкі край. – 2002. – № 33. – 27 красавіка. – С. 2.