Шурпин Александр Иванович

Дрибинский район

ВОСПОМИНАНИЯ

«Неизгладимый след в моей памяти»

«Когда началась война, мне было 10 лет. Всю войну мы прожили в своем доме. Время от времени, когда приходили немцы, мы уходили в лес, но это было на короткое время, не более чем на 2 месяца.

Я очень хорошо помню, как расстреливали евреев. У нас в д. Черневка проживало в это время очень много евреев. Было это летом, по соседству с нами жила семья евреев. К нам в дом забежал еврейский мальчик, он был очень испуган, сказал, что немцы всех евреев выгоняют за деревню. Моя мама его успокоила и посадила вместе с нами завтракать. Как только мы начали кушать, к нам в дом зашли немцы, начали ругаться и кричать на этого мальчика, но почему-то его не взяли. У меня было два брата: одному 13, другому 15 лет, вот их и взяли.

Мне очень больно вспоминать то время. Не знаю, как мы все это пережили. То, что я видел в детстве, оставило неизгладимый след в моей памяти. Было очень страшно, когда начали сгонять всех нас за деревню, затем они начали отделять евреев от русских. Русских погнали дальше, а евреев начали сортировать. Недалеко от деревни был курган, там выкопали траншею и согнали туда всех евреев-стариков и расстреляли. Недалеко от них расстреляли молодых парней, женщин и детей.

Мне запомнился случай, когда всех евреев согнали в сарай одной еврейки по имени Цыпа. Ей удалось сбежать из этого сарая, оставив двоих дочерей в этом сарае. Назавтра сарай подожгли, и все сгорели, в том числе и эти девочки. Эта еврейка сбежала к партизанам и провоевала с ними всю войну. После войны она приезжала в деревню, была на месте гибели своих детей. Где-то в 1950 году приехали молодые люди и поставили памятник погибшим евреям.

Во время войны немцы у нас забрали корову, свиней, курей, но оставили лошадь. Поэтому мы не голодали, лошадь нас кормила, мы на ней и сеяли, и пахали, и убирали. Когда мы последний раз вернулись в деревню из изгнания, то увидели, что все дома горели, в том числе и наш. Вот тогда настало для нас очень тяжелое время: нечего есть, негде жить. Мы поселились у нашей тети, а у нее кроме нас жили еще три семьи. И мы начали строить свой дом, но не такой конечно, как был, намного меньше.

В то время природа не давала нам умереть с голоду, щедро дарила свои дары: было много щавеля, хоть косой коси, грибов, яблок, слив. Вот так мы и выжили».

Записано Галиной Николаевной Гурской, библиотекарем Черневской библиотеки-филиала.

ФОТО