Коробова Майя Филипповна

Горецкий район

ВОСПОМИНАНИЯ

«Я родилась в 1930 году в деревне Попковка Ректянского сельского Совета. Когда началась Великая Отечественная война, мне было одиннадцать лет, совсем еще ребенок, но повзрослеть пришлось быстро.

Многие жители нашей деревни помнят, как 13 июля 1941 года один из советских самолетов был сбит над Попковкой. Немецкие истребители атаковали самолет. Бой был неравным. Из горящего самолета выпрыгнули два летчика. Фашисты расстреляли их в воздухе. Третий летчик, выпрыгнувший последним, благополучно приземлился возле нашей деревни. Этим летчиком был Дмитрий Капитонович Кривчиков.

В деревне он встретился с группой бойцов, попавших в окружение. Вместе с местной девушкой Дуней Ефимовой он предложил окруженцам уйти в лес и организовать партизанский отряд. Но их выдал предатель. Фашисты расстреляли обоих — и летчика, и девушку, все происходило на моих глазах. Их похоронили на сельском кладбище. Сейчас на могиле Дмитрия Кривчикова и Евдокии Ефимовой установлен обелиск. Хорошо, что люди помнят о них, такое забывать нельзя.

У нас в семье было пятеро детей, помню, как немцы выгнали нас в беженцы. Мы вместе с матерью Степанидой Ивановной Коробовой очутились в лагере в городе Шклове, на какой-то старой заброшенной конюшне. Позже немецкие солдаты перегнали нас в деревню Горшково Шкловского района.

В июне 1944 года немцы согнали всех к погребу, деревню Горшково сожгли, а всех жителей и беженцев хотели расстрелять. Прибежал немецкий солдат, что-то сказал карателям на немецком, и те быстро уехали. Мы остались живы. Разве не чудо?

Освободили нас солдаты Красной Армии. Разгорелся жестокий бой, горели небо и земля, гремели выстрелы и взрывы.

Мы с матерью спрятались в погребе, красноармеец принес нам одеяло, потому что было холодно и очень страшно. На утро всех перегнали в деревню Стростно, затем к Днепру. На машине вместе с солдатами мы доехали до Горок. В родную Попковку пришли пешком.

Я увидела войну глазами ребенка. И память крепко держит все события тех горьких и тяжелых военных лет. Переход к мирной жизни был долгий и тяжелый, но никто не посмел бы жаловаться, потому что у нас было самое главное — чистое и мирное небо над головой.

Работала я в сельском Совете, а затем в Ректянской библиотеке техничкой».

ФОТО