Каружель Мария Карповна

Кировский район

ВОСПОМИНАНИЯ

СТРАНИЦЫ ИЗ ПРОШЛОГО

Мария Карповна родилась в 1929 году в деревне Городец Кировского района Могилевской области. Ее мама – Михолап Макрина Никитовна всю жизнь работала в колхозе. Отец – Михолап Карп Адамович до войны работал председателем колхоза в своей деревне, погиб в самом конце войны. Кроме Марии в семье было еще четыре сестры: Ольга (1920 г.р.), Анастасия (1922 г.р.), Евдокия (1926 г.р.), Галина (1937 г.р.).

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Марии Карповне было 12 лет. В тот день она с сестрами сажала на огороде чеснок и вдруг в небе увидела самолеты. Сначала летели самолеты с красными звездами, а за ними – самолеты со страшными черными крестами. Ольга объяснила младшим, что первые – это наши, советские, а с крестами – это фашистские. И тут девочки увидели, как советский самолет стал падать. Упал он недалеко от деревни, и все дети побежали туда. Летчик с парашютом висел на сосне. Мальчики срубили дерево и сняли его. Нашли две палки и стали перевязывать их платками, рубашками, чтобы получились носилки. На них положили раненого летчика и понесли. Каждые полчаса дети менялись. Когда пролетали немецкие самолеты, ребята прятали летчика под кусты и ложились на него. А он говорил: «Пчелки, мурашки, бросьте меня». Но дети несли. Так дошли до деревни. Уложили летчика на кровать, показали взрослым. У него было восемь ран. Сообщили в Кировск. Приехали люди и увезли его. Потом из Кировска летчика направили в Могилев.

27 июня Мария пошла в лес за ягодами. Там она увидела партизан. Они сказали, что в Городец идут немцы. Девочка побежала домой и всем сообщила. Молодые и пожилые мужчины пошли в партизаны, а женщины и дети остались. Среди оставшихся были и подростки.

В деревню пришли немцы и стали собирать всех, кто остался в деревне. Мария спряталась в картошке, а ее сестры и мама пошли в школу, где всех собирали. Там их хотели расстрелять, но вдруг к воротам подъехала большая машина. Из нее вышел немец и отдал приказ, чтобы молодых парней взяли в полицаи, тогда все останутся живыми. А если нет, то всех расстреляют. В полицаи выбрали 15 человек. Они не хотели, но люди плакали и упрашивали. Ребята согласились пойти в полицаи, потому что лучше, решили они, пускай погибнет 15 человек, чем расстреляют всю деревню (спустя год 10 из них погибли, а 5 воевали в партизанах). Немцы забрали полицаев, а остальных отпустили. Фашисты выбрали для жилья школу, окружив ее колючей проволокой. Через некоторое время они стали жечь дома в деревне. Люди прятались в лесу, делали там небольшие шалаши (они называли их «курани»), думали, что это ненадолго. Но война продолжалась. Людям нечего есть. Женщины собирали листья конюшины, хвощ, гнилую картошку сушили и пекли коржи.

Часто фашисты ходили по лесу и искали партизан. Сестру Марии, Евдокию, однажды чуть не убили, она не успела спрятаться и стояла посреди леса. Люди так и не поняли, почему немцы ее не тронули, просто прошли мимо.

Однажды Мария с отцом стояли на поляне, как вдруг в небе стали летать вражеские самолеты и бросать бомбы. Девочка так испугалась, что не могла сдвинуться с места. Ее отец побежал, думая, что дочка бежит за ним. Когда оглянулся, то увидел, что она стоит посреди поляны, а рядом рвутся бомбы. Отец подбежал к Марии, схватил ее и понес в лес, подальше от взрывов.

Тяжелой была жизнь в лесу, и многие люди возвращались в деревню. Они жили в полусоженных сараях. Говорили, что хоть и тяжело, зато дома. Недоедание и холод сказывались на здоровье жителей. Люди долго не мылись, поэтому было много вшей, блох, клопов, тараканов. Появились болезни. Особенно страшным был тиф. Сестра Марии, Евдокия, болела тифом. Мама прятала ее, чтобы не узнали немцы. Они очень боялись этой болезни и могли сжечь оставшиеся дома вместе с жителями.

Фашистам кто-то донес, что Настя (сестра Марии) связана с партизанами. И ее посадили в Кировскую тюрьму. Однажды девушку попросили принести воды. Она давно видела оторванную проволоку. Настя бросила ведро в колодец и убежала. Когда немцы пришли за ней, то увидели, что она сбежала, и поехали разыскивать. Настя побежала к своей тете, которая жила в Кировске. Она дала ей платок, ботинки и дырявую шубу. Девушка побежала в деревню Селица, попросить убежища у своей подруги Кристины. В то время немцы как раз приехали туда. Они ходили по домам и объясняли, что ищут девушку: невысокую худую с черными волосами. Дошла очередь и до дома Кристины. Так как дом был небольшой, то спрятаться было негде. Тогда Насте сказали, чтобы она села возле печки, низко опустила голову и толкла картошку. Фашисты походили по дому, но так никого и не нашли.

В деревню часто приходили партизаны. Люди давали им еду – что у кого было. Мария помнит, как у них убили свинью, ее ела вся деревня. Но еды всегда не хватало.

После войны Мария вышла замуж. Ее муж – Каружель Бронислав Михайлович (1929 г. р.) фронтовик, имел очень много медалей. Работал трактористом в колхозе. Мария Карповна работала сначала в бригаде, затем в столовой – поваром и одновременно уборщицей в конторе. В семье Каружелей три сына: Виктор, Анатолий и Станислав.

Подготовила Казакова В.